Взаймодействие тактики и техники
Наша глубочайшая приверженность теннису основана на опыте игры и
тренерской работы на профессиональных турнирах. И вот что интересно:
постоянно подтверждается наблюдение, что теннис меняется каждые
шесть месяцев. Почему это происходит?
Многие из наиболее известных победителей теннисных турниров, на
протяжении многих лет игравшие в одиночном или в парном разрядах,
помогли заново определить основы этой спортивной игры. Их ярко
выраженные индивидуальные стили игры, которые достаточно жестко
определяют то, как эти теннисисты строят тактику своей игры, а затем
на деле, технически выполняют задуманное, уникальны. Мы учитываем то
обстоятельство, что существуют в некотором смысле одинаковые
стратегии, тактики, а также общие факторы, определяющие технику
тенниса. Однако игра конкретного теннисиста несет отчетливую печать,
выглядит как своего рода искусство. После каждого матча теннисисты
высшей лиги, как и художники, могли бы поставить свой автограф,
чтобы отметить свое авторство.
Мы постараемся взглянуть на всю проблему в целом, т. к. нельзя
отделить тактику тенниса от его техники. Они неразрывно связаны с
индивидуальными особенностями стиля конкретного теннисиста, а также
с уровнем его культуры. Например, Пит Сам-прас своей игрой определил
заново то, как надо стратегически держать свою подачу, и в то же
самое время он заново предложил эталон того, как надо выполнять
подачу. Ан-дре Агасси установил новые правила, касающиеся того, как
стратегически надо выигрывать очки при подаче соперника и как надо
принимать подачу.
Оба эти теннисиста обладают совершенно различными стилями игры, их
почерки резко отличаются друг от друга. Откуда же идут истоки
указанных характерных особенностей стиля игры? Мы уверены в том, что
общий уровень культуры, основные черты личности, генетические
факторы, опыт игры и тренерской работы — все вместе оказывает
влияние на то, как теннисист сам оценивает присущий ему почерк игры,
а также уровень владения техническими приемами, необходимыми для
игры указанным стилем. У каждого из этих теннисистов имеются
собственные убеждения и оценки, касающиеся того, каким образом
надлежит выигрывать теннисные матчи.
Аналогичные наблюдения имеют прямое отношение и к игре в парном
разряде. Стратегия, тактика и техника, необходимые для того, чтобы
добиться чемпионского титула в парном разряде, также были определены
заново каждой из самых знаменитых парных команд современности.
Лидирующая команда 90-х годов прошлого века — Марк Вудфорд и Тодд
Вудбридж — установила новые правила, касающиеся того, как надо
стратегически и технически строить игру в парном разряде. Она
разработала собственный метод отражения каждой подачи противника, а
также целую систему командного перехвата подачи. Эти два теннисиста
создали некоторую основу для четкого определения пары, которая будет
играть эффективно, с учетом культуры, личных качеств, дружеских
взаимоотношений, генетических факторов, опыта тренерской работы и
игры, а также согласованного мнения относительно того, каким образом
следует строить парную игру в теннис.
Не усложняйте игру
Игроки высшей профессиональной лиги не любят усложнять игру. То, как
они выигрывают каждое очередное очко, гейм, а также матчи, имеет
очень много схожего, повторяется от случая к случаю — это просто, но
имеет строго индивидуальные черты.
Большая часть игроков высшей лиги обладает по крайней мере одним или
двумя эффективными игровыми приемами, которые снова и снова пускает
в ход на протяжении соревнований. Победители матчей и турниров,
чемпионы также обязаны иметь свои слабости, как и все остальные
теннисисты. Однако их стиль игры настолько хорошо и продуманно
построен на основе этого игрового оружия, коронного приема, что
сопернику бывает очень трудно воспользоваться его слабостями. Игра
чемпиона отличается стремлением использовать эти коронные приемы как
можно чаще на протяжении игры, матча или турнира. При этом соперник
чемпиона вынужден непрерывно на них реагировать. Ключевым
сопутствующим результатом при игре в таком «повторяющемся» стиле
является уверенность в себе. Уверенность в себе является вообще
ключевой характеристикой каждого хорошего спортсмена.
Развивайте свои
сильные стороны
Развивайте сильные стороны и не усугубляйте слабости. Обычно
теннисисты создают индивидуальный стиль игры на основе одного-трех
боевых, коронных приемов, в выполнении которых они значительно
превосходят всех остальных, и выполняют эти приемы из какой-нибудь
определенной точки игрового поля корта. Обычно теннисист бывает
весьма компетентным в отношении игры в любых других местах корта.
Например, стиль игры Ллейтона Хьюитта базируется на соответствующей
подготовке и выполнении очень мощных ударов справа, которые в
буквальном смысле слова раскалывают оборону противника, а также
заставляют его совершать все больше и больше ошибок при попытках
отразить такие удары. Много раз случалось так, что коронный удар
справа Ллейтона Хьюитта заставлял мяч лететь по очень короткой
траектории, но он все равно успевал выиграть очередное очко за счет
приближения к сетке и удара с лета. Обратная ситуация также может
быть результативной. Пит Сампрас любит выходить к сетке после подачи
и обмениваться ударами с целью обыграть противника у сетки. Несмотря
на это, за счет ударов с отскока он может расправиться с вами, играя
от задней линии корта, хотя в это время он будет вести
оборонительные действия. Теннисист обязан иметь в своем арсенале
один или несколько коронных ударов (примером тому может служить удар
справа Сампраса), которые позволяли бы ему принимать подачу и
выходить к сетке при удобном случае с помощью подготовительных
ударов. Универсальные игроки, которые умело действуют по всей
площади корта, обладают способностью нейтрализовать оппонента и в
зависимости от обстоятельств играть как в оборонительной, так и в
наступательной манере при розыгрыше каждого очередного очка.
Выработайте свой
неповторимый стиль игры
Всегда стремитесь к созданию собственного, неповторимого стиля игры.
Начинающие игроки в теннис должны вполне осознать то, как они
представляют себе выигрыш и проигрыш каждого очка в гейме или гейма
целиком, а также то, как они себе представляют выигрыш или проигрыш
в теннисном матче.
Постарайтесь сделать так, чтобы ваш тренер был в курсе вашего плана
победной игры. Тренер может, кроме того, понаблюдать за вашей игрой
в одном или двух матчах, внимательно фиксируя основные игровые
движения и проверяя, действительно ли вы
выигрываете или проигрываете очки в точном соответствии с вашим
планом, который вы предварительно разработали. Критически оцените
состоятельность плана в трех областях: теория, практика и
соревнование. Как часто вы на деле повторяете те игровые движения, с
помощью которых, по предварительным оценкам, вы выигрываете очки?
Кроме того, существуют многие другие факторы, которые необходимо
принимать во внимание: рост и вес теннисиста, сила, скорость
перемещения, выносливость, генетические факторы, характерные черты
личности, а также уровень культуры. Дополнительно требуется
учитывать не менее значимые, но менее очевидные на первый взгляд
обстоятельства: охотно ли вы идете на риск, как переносите
совершенные ошибки, реагируете на проигрыш, победу, как относитесь к
необходимости постоянно учиться. Наконец, ключевой вопрос — как вы
сами представляете свой индивидуальный стиль игры?
Основное внимание -
индивидуальному стилю игры
Вам надлежит осознать себя как теннисиста, игрока в теннис и
сосредоточиться на том, каким образом вы выигрываете. Многие игроки
постоянно упускают из вида это немаловажное обстоятельство. На
профессиональных турнирах тренеры постоянно напоминают своим
подопечным об их сущности и о том, каким образом они побеждают. В
настоящее время признано, что та манера, в которой теннисист
побеждает и проигрывает, является фундаментальным фактором,
определяющим то, как он будет продолжать побеждать или проигрывать -
очки, геймы, сеты, а также матчи - на протяжении всей теннисной
карьеры. В данной главе мы обсуждаем индивидуальный стиль игры
теннисиста, точнее то, что составляет стержень, сердцевину его
индивидуального стиля. Обычно стиль игры в теннис непрерывно
улучшается, развивается. Теннисисты, постоянно стремящиеся к
совершенству, по всей вероятности, могут в конце концов достичь
довольно высокого уровня. Однако стержень их личности, сущность их
как игроков, которые побеждают и выигрывают определенным образом,
отражается в их личном рейтинге в соревнованиях. Существует вполне
уверенная манера мыслить, присущая каждому из таких игроков, в
отношении того, как они выигрывают и проигрывают очки, геймы, сеты,
а также матчи. Данная базисная концепция^ указывающая направление
развития успешной игры, впервые начала развиваться в применении к
игре юниоров. По мере того как теннисисты формировались в игроков
высшего уровня, они просто-напросто все лучше и лучше усваивали
основы науки о победах и поражениях. Данная закономерность
проявляется и на профессиональном уровне. Из года в год
профессиональные теннисисты выигрывают много очков, действуя на
корте в одной и той же манере. В условиях стресса, независимо от
возраста и реального мастерства игрока, он всегда вспоминает то,
насколько он был результативен в период расцвета. Особенно ярко эта
черта характера проявляется в период больших матчей. Действительно,
все теннисисты самого высшего, чемпионского уровня однажды вдруг
обнаруживают, что процесс выигрыша или проигрыша с годами незаметно
тускнеет. Вопрос ставится теперь так: сыграл теннисист свою игру или
еще не сыграл?
Когда наступает время показать, на что ты способен, возникает очень
важный вопрос: «Готов ли ты активно и неизменно действовать на корте
и демонстрировать свою игру или же ты собираешься только отвечать на
подачи соперника и спокойно дашь ему играть по-своему?»
Принимайте
самостоятельные решения
Теннисисты обязаны принимать самостоятельные решения, касающиеся
игры. Тренер может стать своего рода зеркалом, отражающим процесс
развития игрока, и таким образом помочь ему выработать собственные
подходы к выигрышу очков, геймов, сетов, матчей, а также турниров.
Иногда, в самом начале процесса, тренеры используют методы
анкетирования и собеседования. Это помогает отделить мнения самих
игроков о процессе достижения победы от мнения тренера или родителей
теннисиста по этому же вопросу. В результате суждение относительно
своей игры и ответственность за нее ложатся на плечи теннисиста. В
конце концов - кто играет в теннис? Впоследствии тренер может
использовать информацию, полученную в результате предварительного
опроса, для разработки программы подготовки теннисиста. Данная
программа обычно начинается с общей формулировки точки зрения
тренера, на основе которой формируется мнение теннисиста по поводу
характера и игры и ее стратегического развития. Кроме того, на
основе точки зрения тренера разрабатываются меры по корректировке
техники, более жесткие требования по исправлению ошибок, а также
рекомендации по ее улучшению.
Вам следует точно знать, что вы будете отрабатывать практически на
протяжении каждого конкретного дня тренировок. Другие вопросы,
которые необходимо себе время от времени задавать: «Как я буду
играть против этого соперника сегодня? На что мне сегодня следует
обратить внимание в процессе работы на корте? Каким образом я
собираюсь на практике продемонстрировать свои самые сильные стороны
в игре против этого соперника? Чего именно я хочу добиться сегодня в
процессе игры? Что хочет, по моему мнению, увидеть мой тренер?» Вам
необходимо взять на себя роль лидера (прийти к самостоятельным
решениям) во всех вопросах, касающихся вашей игры, — как во время
тренировочных занятий, в процессе теоретической подготовки (тренеру
надлежит объяснить теннисисту-профессионалу, что именно вы хотите
сегодня отработать), так и в ходе теннисного матча.
Подсознательный конфликт мнений также порой бывает полезен. Часто
бывает так, что личный тренер либо один из родителей направляют игру
начинающего теннисиста с самого начала. Важно уметь восстановить
ролевые функции, вернуть собственное мнение теннисисту. Теннисисту
будет проще выигрывать и сложнее проигрывать, если он сам
разрабатывает и реализует планы своей игры. Развитие навыков и
обучение лучше всего происходят в тех случаях, когда теннисист
играет и тренируется без какой-либо двусмысленности или
неопределенности. Собственное мнение - критически важный компонент
подготовки теннисиста!
Практика во время матчей
Профессиональный теннис является видом спорта, основу которого
составляет матчевая игра, единоборство с жесткой системой типа «проигравший
выбывает». Турнир обычно продолжается в течение недели или в
некоторых случаях две недели. Для того чтобы добиться выигрыша в
турнире, на протяжении этого отрезка времени вам надлежит выиграть
от четырех до семи матчей подряд. Каждый следующий матч проводится
против другого соперника, обладающего совершенно отличающимся от
предыдущего стилем игры
Каждый предыдущий матч должен быть органично встроен в последующий
таким образом, чтобы пик вашей физической формы приходился на финал,
который играется, как правило, по воскресеньям.
Именно таким образом игроки чемпионского класса по-новому открывают
большой теннис для себя. Как и многие агрессивно настроенные
спортсмены в других видах спорта, они быстро уясняют, как можно
побеждать, участвуя в сотнях тренировочных и турнирных матчей. Для
того чтобы теннисист сумел в достаточной степени развить свои навыки
и научиться тому, как побеждать, используя свой основной стиль игры,
он должен сыграть довольно большое количество тренировочных матчей.
Наилучший способ обучения основан на опыте «первой руки». Теннисисту
требуется без конца играть «свою игру» в условиях реального
соревнования для того, чтобы выяснить, что работает, а что требует
дополнительных усилий с его стороны. В идеальном случае, именно
участвуя в данном процессе матчевой игры, теннисист учится тому, как
заставлять оппонентов зацикливаться на бесконечном реагировании на
его игровой стиль. Это является ключевым фактором, который
определяет, кто выигрывает, а кто проиграл.
Примите как должное уникальность стиля
Игра каждого теннисиста уникальна. Каждый профессиональный теннисист
играет так же, как и все остальные, но в то же время отличается от
всех. Каждый игровой стиль обладает скрытыми от постороннего взгляда
стратегическими отличиями, которые также уникальны, присущи только
конкретному профессиональному игроку. Тренер часто задает вопросы,
касающиеся того, когда и почему теннисист делает выбор в пользу
решающего, победного удара справа или же в пользу изменения
направления полета мяча. Например, теннисист обладает великолепным
ударом слева и очень любит выполнять его очень сильно и по диагонали
корта, посылая мяч прямо под линию. Тренер просит его в игре против
каждого соперника выяснять, куда он собирается подавать, чтобы
получить ответный мяч под свой коронный удар слева. Куда именно
следует ему наносить удар справа, чтобы подготовить следующий удар
слева? Куда следует наносить удар слева, чтобы следующим был также
удар слева? Каким образом он может использовать игровое поле корта
для выполнения решающего удара слева кроссом или по линии? После
матча тренер вместе с теннисистом критически оценивают его игру с
учетом данных вопросов. Какой прием работал при подачах с целью
создания условий для последующего удара слева таким образом, чтобы
игрок мог доминировать в центре корта? Делает ли резкий удар кроссом
доступным решающий удар по линии? Как часто игрок проигрывал при
оборонительных действиях? Создает ли резаная подача во второе поле
подачи под левую руку противника достаточно места для того, чтобы
выполнить затем мощный удар под правую руку соперника, или же в этом
случае лучше сделать крученую подачу с высоким отскоком мяча? Данные
вопросы являются основными для тренеров, однако для начинающих
теннисистов они представляют собой почти неразрешимые задачи.
Теннисистам нужно научиться активно решать такие задачи именно в
процессе матчевой игры.
Умейте приспособить свою игру к обстоятельствам
Приспособление не означает изменения вашего стиля игры. Оно означает
внесение таких тактических изменений, которые вы с уверенностью
можете сделать при сохранении почти всех возможностей для
использования вашего коронного оружия. Ключевым моментом в процессе
приспособления является ваша уверенность в успехе. Мы искренне
уверены в том, что теннисист вполне уверенно может произвести
тактические изменения. Однако изменение игры касается
принципиального изменения ее стиля. К примеру, игрок от задней линии
корта, который обладает коронным ударом справа, начинает проигрывать
и решает изменить стиль игры и перейти на другой стиль, отличающийся
выходом к сетке после первой подачи. Мы не уверены в том, что
теннисист способен в этом случае вполне уверенно изменить стиль
своей игры. Нельзя изменить стиль игры и сразу выиграть. Такое
изменение, как правило, влечет за собой довольно существенный сдвиг
способа мышления спортсмена, что может привести к потере уверенности
в себе.
В том случае, когда вы меняете стиль игры, вы используете второй по
качеству и результативности стиль своей игры, в котором вы не вполне
уверены. Обычно тот теннисист (как в женском, так и в мужском
теннисе), который меняет стиль своей игры по ходу матча, быстрее
проигрывает. Ключевой проблемой в процессе тренировок и игры
является то, что любое тактическое или стратегическое новшество ни в
коем случае не должно снижать уверенность теннисиста в себе.
Необходимо помнить, что уверенность теннисиста в себе зависит от
повторяемости. Повторяемость основана на надежности результата
каждого удара (как, например, коронной подачи Сампраса или приема
подачи Агасси) или же наработанных приемах (как, например, обратный
кросс Курье или слайс слева, который выполняет Штеффи Граф, чтобы
получить мяч под свой удар справа). Теннисистам следует иметь в
своем арсенале несколько хорошо отработанных тактических приемов,
состоящих из последовательности движений и завершающего удара,
которые в процессе игры вновь и вновь дают возможность выиграть
очередное очко и довести дело до победы.
Завершающие удары также имеют сугубо индивидуальные характеристики.
Речь в первую очередь идет о том, насколько часто вы можете пускать
в ход свое коронное оружие на корте и с его помощью достигать успеха.
Например, Густаво Куэртен выигрывает большинство матчей, применяя
повторяющийся тактический ход для атаки: удар слева по линии.
Однако успех этого теннисиста состоит в его способности вести всю
игру по собственному стилю таким образом, чтобы закончить именно
коронным ударом слева (послать мяч прямо по линии) независимо от
того, с кем приходится играть. Цепкая, упорная приверженность
Куэртена данному игровому приему и непоколебимая уверенность в том,
что «каждому предстоит на деле попробовать, какова моя игра»,
привели его на самый верх теннисной иерархии.
В том случае, если ваша самая лучшая игра «А» не работает, что
предпринять для исправления положения? Прежде всего постарайтесь
играть вариант «А» еще лучше! Например, подавайте мяч к намеченной
цели как можно точнее, нейтрализуйте своего соперника более
эффективно с помощью отработанных ударов с отскока, а ситуация,
когда вы сможете применить свое коронное оружие, не заставит себя
долго ждать. Кроме того, произведите некоторую тактическую
корректировку, приспособьте свою игру к обстоятельствам таким
образом, чтобы ваши коронные приемы были включены в естественный ход
матча. Изменение стиля игры в ходе матча является, как правило,
иллюзией. К примеру, на Открытом чемпионате Франции в 1999 году
Агасси постоянно следовал тактике выполнения резких ударов с отскока
в процессе приближения от задней линии корта к сетке. Такая тактика
игры на деле мало отличается от варианта «А», присущего этому
теннисисту. Он все еще мог диктовать правила игры во всех случаях
ударов с отскока, а также достаточно профессионально использовать
преимущества выбранной позиции на корте, быстро приближаясь к сетке
и выполняя удары с лета. Необходимость в данной корректировке
основного стиля игры Агасси была вызвана качеством покрытия корта.
Стиль его игры был по-прежнему таков, что противник был вынужден без
конца отвечать на его агрессивные удары с отскока.
Игра Агасси обычно бывает построена таким образом, чтобы лишить
оппонента свободного времени. На Открытом чемпионате Франции такая
тактика как можно более продолжительного удержания мяча в воздухе
была направлена на выполнение именно такой задачи. Стержнем стиля
Агасси все также являлась игра в позиции, расположенной перед задней
линией корта. При этом он полностью владел ситуацией в центральной
части корта с помощью непрерывной череды очень сильных ударов с
отскока. Свойства покрытия корта, а также реальная сила противника
заставляли Агасси заканчивать розыгрыш большинства очков именно в
таком стиле. При этом он все также должен был полностью использовать
преимущества своего положения на корте и заставлять противника
выполнять укороченные удары с отскока, чтобы самому приближаться к
сетке.
При этом необходимо отметить, что, назвав все это изменением стиля
игры Агасси, мы сильно ошибемся. Он скорректировал свою игру,
приспособил ее к требованиям, предъявляемым покрытием корта и
реальным ходом матча.
Нейтрализуйте своего
противника
Найдите способы нейтрализовать своего противника. Большинство
теннисистов думают, что они играют либо в оборонительном, либо в
наступательном стиле от задней линии корта. Однако существует и
третий параметр — нейтрализация противника. Этот параметр игры
является основой профессионального тенниса.
Нейтрализация начинается с ответа на подачу некоторым приемом,
который позволяет свести на нет ее преимущества. Затем выполняется
удар с отскока с максимальным использованием возникших игровых
преимуществ. Как только один теннисист принял подачу, а подающий
сыграл этот мяч, причем ни один из игроков не имеет позиционного
преимущества, позволяющего получить мгновенную выгоду и выполнить
короткий резкий удар, начинается обмен ударами. Это производится из
нейтральной позиции. Розыгрыш очка можно теперь сравнить с быстрой
игрой в шахматы. Каждый игрок старается завладеть ситуацией в
процессе розыгрыша каждого очка путем контроля центральной части
корта. Каждый нейтрализующий удар с отскока должен быть достаточно
глубоким, должен выполняться так, чтобы мяч летел в цель как можно
дальше от противника. Кроме того, этот удар должен быть достаточно
сильным, с заметной подкруткой мяча. Наконец, сила нейтрализующего
удара должна быть достаточной для того, чтобы ограничить возможности
соперника выполнить ответный удар. Данные удары с отскока должны
давать начало серии ударов (комбинации) с целью создания позиционных
преимуществ, на основе которых вы сможете выиграть очко. Эти
комбинации должны создавать возможности для вашего коронного удара
или, по крайней мере, для выполнения некоторых подготовительных
ударов для того, чтобы приблизиться к сетке. Это является ключом к
тому, чтобы заставить соперника реагировать по вашему плану на
протяжении всего матча.
Играйте в свою игру
Представление о необходимости изучения вашего противника может
только сбить с толку. Теннисистам полезно наблюдать за тем, как
играют их соперники. Это позволяет получить новые знания, которые
имеют довольно высокую ценность. Это позволяет понять, как
потенциальный противник пускает в ход свое коронное игровое оружие и
выигрывает. В конце концов это приводит к тому, что теннисист
начинает непрерывно думать о том, как он сам будет пускать в ход
свое коронное оружие против этого соперника.
Но это только начало. Как только стартует матч, все предварительные
корректировки и все разведданные о противнике, которые вы собрали до
начала матча, могут быть совершенно бесполезными, потому ваш
противник также сделает определенные корректировки своего стиля игры
в процессе матча. Можно сказать, что каждый матч имеет свой
сценарий, часто непредсказуемый. Теннисист, который активно
участвует в решении возникающих на корте задач, чаще всего
побеждает. Вот почему вам следует сконцентрироваться на чувстве
уверенности в себе и в своей игре. Вам необходимо научиться верить,
что ваш стиль игры будет эффективно работать против любого
противника. Разведку следует применять лишь для создания некоторой
базы данных для того, чтобы в критические моменты матча вы были
уверены в том, что противник реагирует на ваши действия, а не на
действия окружающих людей.
Мы ни в коей мере не склонны считать, что наиболее известные
теннисисты ищут пути к победе в каждой игре. Напротив, мы хотим
подчеркнуть, что они каждый раз ищут пути к победе, оставаясь
верными своему стилю игры. При этом сценарий игры включает создание
ловушек для противника, попадая в которые он вынужден играть по
вашему сценарию, а не выполнять свой.
Представляйте,
какова ваша техника
Безусловно, сначала должны быть усвоены основы теннисной школы.
Только затем собственное представление теннисиста об игре будет
помогать ему в формировании результативного профессионального уровня
игры. Существуют универсальные и фундаментальные для тенниса знания,
которые должны быть усвоены, однако они не должны быть самоцелью.
Целью должна быть игра в теннис. Например, в том случае, если
теннисистка (в данном случае девочка) любит играть у сетки и ей
только 13 лет или менее, тренер обязан помочь ей найти способы для
владения игрой с лета. Важно начать процесс обучения, который потом
будет проходить по нарастающей, с того, чтобы научить начинающего
игрока побеждать с применением имеющейся в распоряжении стратегии.
Принятый стиль может потребовать соблюдения некоторых технических
стандартов игры с учетом качества ударов с отскока, ударов с выходом
к сетке, ударов с лета, а также умения выбрать нужное место на корте
и других факторов. Решение о развитии данных навыков формируется на
основе видения самого теннисиста. Это и позволяет улучшить технику
игры.
Расширяйте свой опыт
В процессе обучения теннисист должен приобрести определенный опыт
игры. Теннисисты обязаны взаимодействовать друг с другом и играть
спарринги. У вас должна быть возможность самому выбирать партнеров
по тренировкам. Полезно взаимодействовать с теннисистами, чей
уровень отличается от вашего. Таким образом вы почерпнете новые
знания и приобретете дополнительный опыт.
Развивайте профессиональные привычки
Создавайте вокруг себя профессиональное окружение как на корте, гак
и вне его, независимо от того, находитесь ли вы дома или в дороге.
Выдающиеся теннисисты, которые сформировались в Соединенных Штатах
Америки, играли как профессионалы еще в юниорском разряде. Сампрас,
Агасси, Курье, Майкл Чанг, а также Линдсей Дэвенпорт возглавляют
перечень тех, кто начал развивать свой профессиональный стиль игры в
юношеском возрасте, а затем продолжил совершенствовать его на
протяжении всей профессиональной карьеры.
Мне, одному из авторов данной главы (Патрику Макинрою),
посчастливилось иметь старшего брата, который был игроком высшего
класса и который ввел меня в профессиональный теннис. Я уверен в
том, что стремление играть с самого начала на профессиональном
уровне, когда я был подростком, явилось важным шагом на пути моего
становления как профессионального теннисиста. В тот период времени,
когда я был подростком, мой старший брат Джон хотел, чтобы я
ежедневно вел себя, ел, отдыхал, обучался, тренировался и играл, как
профессионал. Он не верил в то, что, даже став однажды
профессионалом, можно в одно мгновение приобрести соответствующие
этому званию манеры.
Принимайте изменения
как должное
Профессиональный теннис постоянно претерпевает изменения. Некоторые
специалисты говорят, что необходимо усовершенствовать игру каждые
шесть месяцев или же вы быстро сойдете с дистанции, окажетесь вне
игры. Рациональное зерно, скрытое за данным утверждением, имеет
очень простой смысл. Именно игроки в теннис и их реакция на действия
других теннисистов являются движущей силой всех усовершенствований,
которые мы постоянно видим в этом виде спорта. Теннис является
динамичной, постоянно развивающейся игрой (в этом он аналогичен
шахматам), которая требует постоянного и динамичного решения
возникающих проблем. Например, совсем недавно мы видели, как
теннисисты начали выполнять удары слева в открытой стойке. Этот удар
был невозможен, с технической точки зрения, буквально несколько лет
назад.
По мере того как игроки научились все сильнее и сильнее наносить
удары по мячу, по мере нарастания требований по сохранению темпа
игры на различных покрытиях корта, а также нарастания требований по
скорости возвращения для подготовки и выполнения следующего удара,
игра вызвала к жизни соответствующую корректировку техники тенниса.
Так возник и удар слева в открытой позиции. В настоящее время все
теннисисты высшего класса умеют выполнять удар слева как в
оборонительной, так и в наступательной игре. Это характеризует
процесс, который происходил непрерывно во все времена, — постоянное
усовершенствование игры и ее приспособление к новым условиям и
обстоятельствам. Данная спортивная игра постоянно требует
усовершенствования стиля игры, тактики и техники, которые должны
приниматься на вооружение теннисистами, стремящимися к достижению
успеха.
|